- Главная
- Администрация района
- Образование
- Система образования
Система образования
Система образования
на 1 января 2018 года представлена 11 -ю учреждениями:
· 8 общеобразовательными школами с 3 филиалами
(7 - средних, 1 -начальная),
· 1 дошкольным образовательным учреждением (с пятью филиалами),
· 2 учреждениями дополнительного образования детей:
МАОУ ДОД «Районный дом творчества учреждениями дошкольного образования, составляет на 1 января 2018 года 716 человек, в школах района обучается 2014 ребят, услугами дополнительного образования охвачено 1418 детей.
В целях сокращения дефицита мест в дошкольном образовании на базе общеобразовательных организаций функционируют 4 предшкольные группы в режиме сокращенного дня и 8 групп, функционирующих в режиме кратковременного пребывания с общим охватом детей 114 человек.
Важным ресурсом повышения качества образования являются педагогические кадры, уровень их квалификации, возможности для карьерного роста. Поэтому ключевое и самое важное направление работы муниципальной системы образования – деятельность, направленная на развитие кадрового потенциала сферы образования.
В образовательных организациях Верхнекетского района общая численность педагогических работников составляла 307 человек, 63% из которых – педагоги общеобразовательных организаций, 29% - дошкольных и 8% - учреждений дополнительного образования. В общеобразовательных школах трудится 194 педагогических работника, превалирующий возраст которых 50-54 года. Среди них пенсионеров по старости 36%, педагогических работников до 40 лет – 45%. Мужчины составляют 28% от работающих педагогов, что в 2 раза выше, чем по итогам 2011 года.
На 1 октября 2017 года в школы района прибыли работать 17 молодых специалистов.
Все школы муниципалитета в 1-7 классах работают по федеральным государственным образовательным стандартам, 8-й класс МБОУ «Белоярская СОШ №1» в режиме эксперимента. 100% учителей прошли курсы повышения квалификации в объеме 72 часа для работы по ФГОС.
В районе эффективно функционирует Клуб молодого учителя, организованный для повышения профессионального мастерства молодых педагогов в возрасте до 30 лет со стажем педагогической работы менее 5 лет. Основные задачи КМУ:
- содействие повышению квалификации и профессиональному росту молодых педагогов;
-пропаганда педагогических достижений молодых педагогов;
-оказание практической помощи учителям в их адаптации в ОУ;
-выявление ведущих потребностей начинающих специалистов и содействие их разрешению.
С целью формирования кадрового резерва в системе образования Верхнекетского района организована подготовка резерва управленческих кадров муниципальной системы образования. В 2016 году организован третий набор. Молодые талантливые педагоги с активной жизненной позицией и ярко выраженными лидерскими качествами в течение 3-х лет познают различные аспекты управленческой деятельности. Всего на текущий момент в резерве состоит 12 человек, зачислено на новую трехлетнюю программу обучения - 10 человек. Подготовка лиц, зачисленных в резерв, проходит в соответствии с утвержденной приказом № 286 от 31.05.2016 года программой. В течение всего учебного года Управлением образования проводятся утвержденные мероприятия, направленные на повышение профессионализма резервистов: анкетирование, консультации, обучающие семинары, практические занятия по теме семинаров. Новой программой предусмотрена 12-ти часовая стажировка для лиц, зачисленных на обучение. Выпускники-резервисты в первую очередь могут претендовать на замещение вакантных руководящих должностей в образовательных организациях и Управлении образования.
В муниципальных общеобразовательных организациях работает 34 педагога в возрасте до 30 лет (20,98% от общего количества педагогических работников), из них имеют статус молодого специалиста - 19, стаж от 0 до 3 лет - 21 (12,96% от общего количества педагогических работников). У 24 педагогов разработана программа индивидуальной профессиональной адаптации, 25 человек имеют наставника в ОО, 18 - являются участниками муниципальной программы профессионального развития молодых учителей, 1- региональной программы "Три горизонта".
18 молодых педагогов имеют доплату за статус молодого специалиста, 15 - получают дифференцированную стипендию Губернатора.
Ежегодно всё большие обороты набирает модернизация образовательного процесса в школах. Все школы муниципалитета оборудованы современными компьютерными классами и имеют доступ в Интернет с контент-фильтрацией. К базовой школе муниципалитета подключена антенна с программой «APT Viewer», большинство школ оборудовано интерактивными досками, 2 школы райцентра – интерактивным столом PrometheanActivTable на 6 одномоментных пользователей. В основу ActivTable заложено мощное программное обеспечение, обладающее простым и интуитивно понятным интерфейсом. Для творческого учителя имеется возможность создавать свои оригинальные и интересные задания, которые можно демонстрировать и использовать на уроках, делая их незабываемыми для учеников.
Большое внимание в муниципалитете уделяется преемственности в развитии от ранней детской одаренности ребенка и до старшей школы. Стала ежегодной для дошкольников олимпиада «По дороге знаний», а с 2015 года на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Верхнекетский детский сад» ежегодно проводится районная научно-исследовательская конференция дошкольников «Умники и умницы», направленная на развитие творческих способностей воспитанников, выявление одаренных, талантливых детей дошкольного возраста, обладающих нестандартным мышлением, способностями к познавательной деятельности. В конференции принимают участие малыши и из поселков нашего района. Учащиеся начальной школы всех образовательных организаций ежегодно принимают участие в работе научно-практической конференции «Мой первый проект» в п. Сайга и районной олимпиаде учащихся начальной школы по общеобразовательным предметам. Для учащихся среднего и старшего звена ежегодно проходит научная конференция старшеклассников.
Для достижения более высоких результатов во Всероссийской олимпиаде школьников дважды в год проходят очные сессии Муниципального олимпиадного центра, в работе которого участвуют сильнейшие педагоги района. В МОЦ прошли обучение более 100 учащихся, одарённых в различных предметных областях.
Уникальную возможность расширения профориентационного кругозора получают старшеклассники через участие в муниципальном образовательном проекте «Школа успешной жизни». В рамках проекта школьники встречаются с представителями различных ведомств и профессий, а в завершение учебного года проходит районное мероприятие - День Дублёра.
С целью воспитания духовно-нравственных и патриотических качеств личности, формирования единого воспитательного пространства для учащихся на уровне района, ежегодно реализуется муниципальный проект «Звезда Победы». Символом проекта является звезда, каждый луч которой - это одно из мероприятий, посвященных Дню Победы. Каждое из мероприятий проходит в определённые дату и время, объединяя в едином порыве учащиеся всех школ муниципалитета.
Решая задачу совершенствования и расширения форм каникулярного отдыха, оздоровления и занятости на базе образовательных организаций в летний период работают более 20 лагерей различной направленности, в том числе палаточный лагерь «Спартанец» (МБОУ «Белоярская СОШ №1»и МБОУ «Клюквинская СОШИ»), программа которого направлена на физическое развитие воспитанников, приобретение навыков выживания в полевых условиях.
Традиционными для образовательных организаций района стали конкурсы-смотры по оформлению территорий «Зимние фантазии», конкурс-смотр деятельности образовательных организаций по обеспечению каникулярного отдыха детей и подростков, конкурсы профессионального мастерства «Учитель года», «Воспитатель года». Финалистом регионального этапа всероссийского конкурса «Учитель года» стала Елена Валерьевна Посаженникова, учитель истории и обществознания МАОУ «Белоярская СОШ №2». Стал традиционным в районе конкурс классных руководителей и педагогов дополнительного образования «За руку с детством». Конкурс проходит по двум номинациям: «Классные руководители» и «Педагоги дополнительного образования». Впервые на Верхнекетской земле стартовал межмуниципальный конкурс для молодых и активных учителей и их наставников «Педагогический союз», в котором приняли участие педагоги из трех муниципалитетов Томской области.
По решению жюри абсолютным победителем конкурса стали А.Н. Ленев и его наставник Т.И. Чумаченко из МБОУ «Клюквинская СОШИ», 2 – е место у педагогов МБОУ «Белоярская СОШ №1» - Н.А. Филипповой и ее наставника Н.Б. Мурзиной, 3-е место заняли педагоги МБОУ «Ягоднинская СОШ» - В.А. Васищев и его наставник Е.Н. Романова. Надеемся, что конкурс, проведённый впервые, станет доброй традицией и будет прирастать участниками школ области.
Наставничество, направленное на передачу педагогического опыта от одного поколения к другому, является неотъемлемой частью повседневной жизни педагогов, что создает прочную профессиональную культуру в школе и становится эффективным средством сплочения педагогического коллектива, а также помогает повысить профессиональную компетентность молодого специалиста.
Конкурсы профессионального мастерства, проведенные в 2017 учебном году стимулируют творческую инициативу педагогов, распространяют передовой опыт, развивают профессиональные компетентности и формируют позитивное общественное мнение о современном педагоге. Участники конкурсного движения - это «Золотой фонд» Верхнекетского района, наша гордость и ресурс, знак того, что муниципальная система образования Верхнекетского района выбрала правильный путь для инновационного развития.
Ряд образовательных организаций района имеют официальный статус различных экспериментальных и стажировочных площадок.
На протяжении последних лет в районе проходят процессы реструктуризации и оптимизации сети общеобразовательных организаций, которые обусловлены, в том числе, и сокращением численности учащихся общеобразовательных организаций. За последние 5 лет численность учащихся в сельских школах существенно снизилась.
В целях создания условий для получения качественного образования детьми, независимо от места проживания, системно осуществляется повышение квалификации учителей общеобразовательных организаций, обеспечение школ широкополосным доступом к сети Интернет, модернизация материально-технической базы, в том числе оснащение компьютерным оборудованием, оборудованием для школьных столовых, учебным, учебно-лабораторным, спортивным, интерактивным оборудованием, школьными автобусами, построены и введены в эксплуатацию 2 здания образовательных организаций: в п. Центральном - административный общественный центр с помещениями, отведёнными для образовательного процесса и в п. Белый Яр – новый образовательный комплекс: здание МАОУ «Белоярская СОШ № 2» на 400 мест и филиал № 3 МАДОУ «Верхнекетский детский сад» на 75 мест. Учебные помещения и оборудование соответствует всем современным требованиям, предъявляемым к образовательным организациям.
Все школы района используют в учебном процессе электронные образовательные ресурсы по основным общеобразовательным предметам, более 60% школ используют компьютерное программное обеспечение для автоматизации процессов управления.
В районе осуществляется внедрение среды информационного взаимодействия образовательных организаций, включая электронный документооборот, публичную отчетность всех учреждений системы образования, перевод образовательных услуг в электронный вид. На сегодня 100 % общеобразовательных организаций имеют веб-сайты.
Во всех школах муниципалитета действуют органы государственно-общественного управления, обладающие комплексом управленческих полномочий, в том числе по принятию решений о распределении средств стимулирующей части фонда оплаты труда общеобразовательной организации.
В инновационной деятельности школ основные направления связаны с внедрением в образовательный процесс профильного обучения, развитием дистанционных технологий обучения, созданием в школах интерактивной образовательной среды, способствующей развитию интеллектуальных, творческих способностей, самостоятельности учащихся в условиях введения ФГОС.
В образовательном процессе в ряде школ сегодня - курсы по роботехнике: «Введение в робототехнику» (начальная школа), «Первые шаги в робототехнику» (предпрофиль), кружки «Робототехника» (начальная и подростковая школа). Для реализации образовательных программ по робототехнике в школах приобретается необходимое оборудование: базовые комплекты LEGONXT, комплекты LEGOEV3, поля для соревнований и другое оборудование. Роботехника – сравнительно новое и интенсивно развивающееся научное направление, вызванное к жизни необходимостью освоения новых сфер и областей деятельности человека, а также потребностью широкой автоматизации современного производства, направленной на резкое повышение его эффективности. Развитие этого направления набирает обороты и на территории Верхнекетского района.
С целью популяризации образовательной робототехники 30 мая 2017 года состоялись первые районные соревнования по робототехнике «РОБО». В мероприятии приняли участие учащиеся из четырех образовательных организаций района: МБОУ «Степановская СОШ», МБОУ «Белоярская СОШ №1», МАУ ДО «РДТ», МБОУ «Ягоднинская СОШ».
Верхнекетские дети уверенно овладевают техническими навыками в сфере робототехники, демонстрируя их на соревнованиях регионального уровня.
17 мая в рамках форума молодых ученых U-NOVUS в г.Томске состоялся Финал Кубка «Технолаб» — всероссийского конкурса по робототехнике для школьников 10-17 лет. В соревнованиях участвовали как начинающие ребята-инженеры, так и асы робототехники. Верхнектский район на конкурсе представила команда из МБОУ «Ягоднинская СОШ» под руководством учителя информатики Васищева В.А.. Ученица 5 класса Вискова Марина с роботом “ЛинЗик” в регламенте «Гонки по линии» заняла 3 место.
С целью углубления теоретических знаний для работы с детьми с особыми образовательными потребностями, Управление образования инициировало стажировочную поездку педагогических и руководящих работников образовательных организаций общего о дошкольного образования в Воронежскую область, как в пилотный регион равных возможностей исключительно для всех детей, не смотря на их физические, интеллектуальные, этнические, социальные и иные особенности. Тема стажировки была определена - «Инклюзивное образование в условиях введения ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья». Инклюзивное образование не только повышает статус ребенка с особыми образовательными потребностями и его семьи, но и способствует развитию толерантности и социального равенства в обществе. Инклюзия, являясь ведущей тенденцией современного этапа развития системы образования, не должна подменять собой систему специального обучения в целом. Это лишь одна из форм, которой предстоит существовать не монопольно, а наряду с другими - традиционными и инновационными. Совместное обучение не противопоставляется специальному образованию, а выступает как одна из его форм. Ребенок-инвалид и ребенок с ОВЗ должен иметь возможность реализовывать свое право на образование в любом типе образовательного учреждения и получить при этом необходимую ему специализированную помощь. Коллеги из Воронежского региона на базе своих лучших образовательных организаций дошкольного и общего образования представили свой практический опыт работы с детьми с ОВЗ, умственной отсталостью, аутизмом. Делегации из Верхнекетского района была представлена уникальная возможность посетить уроки, занятия и мастер-классы в коррекционных классах и коррекционных группах, а также познакомиться с уникальной методикой работы с детьми аутистического спектра разработанной Американской ассоциацией Association for Science in Autism Treatment (ASAT) в основе которой лежит прикладной анализ поведения ABA-Applied Behaviour Analysis применяемый для изменения и улучшения социально-значимого поведения детей-аутистов.
Анализ результатов деятельности в 2017 году позволяет сделать заключение о стабильном функционировании муниципальной системы образования и создании механизмов ее устойчивого развития. Дальнейшее развитие муниципальной системы образования напрямую связано с реализацией государственной образовательной политики в области образования и перспектив развития Верхнекетского района.
На основании выше изложенного перед муниципальной системой образования ставятся следующие задачи на 2018 год:
*обеспечить условия для перехода на ФГОС детей с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, обеспечить поэтапное введение ФГОС на уровне основного общего образования;
* развивать механизмы взаимодействия межведомственной системы раннего выявления и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья;
*стимулировать эффективность инновационной деятельности образовательных организаций;
*обеспечивать реализацию инновационных проектов в сфере дошкольного, школьного и дополнительного образования (в том числе использовать потенциал региональных пилотных площадок по введению ФГОС);
*совершенствовать системную работу по профилактике асоциальных явлений среди несовершеннолетних;
*активизировать работу по межведомственному взаимодействию в организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков;
*обеспечивать сохранение и развитие системы дополнительного образования детей, её доступность;
*развивать научно-техническое творчество, в том числе образовательной робототехники
*обеспечивать условия непрерывной профессиональной подготовки педагогических кадров для работы в условиях модернизации системы образования;
*обеспечивать эффективную работу с молодыми специалистами
по повышению их профессиональной компетентности;